You are here: Home > Учимся петь > Развитие дикции и артикуляции

Развитие дикции и артикуляции

Почему в дикторы не берут людей с дефектами речи? Верно, чтобы не нервировать людей :-)

Это касается любой профессии, где голос - основной, если не главный инструмент.

Но как часто Вы сталкивались с такой ситуацией: понравилась песня, вслушиваетесь в текст чтобы запомнить, но никак не можете разобрать - что там вначале 2-й строчки??!!

Здесь, к сожалению нашему (и к счастью исполнителей), нет никаких ограничений, и петь могут кто угодно и как угодно...

Но ведь Вы не такие! Вы же хотите чтобы Вас не просто слышали (слышать - способность воспринимать звуки, различать их), а именно слушали (слушать - понимать смысл услышанного с последующим анализом)! А для этого одних текстов - мало. И деньги здесь ни при чем, Вы же не танцами решили завоевать мир? Что является опорой любого мастера ораторского искусства, в том числе певцов? Правильно - отличная дикция!

В наше время при существующем изобилии певцов/певиц, стилей исполнения, спецэффектов для украшения номера артиста - становится чуть ли единственным способом привлечь внимание к своему творчеству - это вложить смысл в текст и донести до слушателя... Вы не только хорошо поете, но и сами пишите себе тексты, в которых есть-таки смысл! Но задумывались ли Вы, что сможете так прочитать их или спеть чтобы Вас поняли??? Много раз слышала такие оправдания как - плохая запись, дешевое качество и т.д, но на самом деле это не истинная причина. Если Вас частенько переспрашивают и при этом Вы не стоите на тракторном заводе, значит Вам есть над чем поработать.

А работать надо именно над дикцией. Под дикцией понимается отчетливое произношение слов, и с этим понятием тесно связано другое - артикуляция - работа речевого аппарат для правильного создания звука. Как вы уже поняли, получить хорошую дикцию без артикуляции невозможно.

Напрасно Вы думаете, что развитие дикции и артикуляции - процесс сложный и для этого требуется помощь специалиста. То есть, конечно, она никогда не помешает, но добиться хороших результатов можно и в домашних условиях, для этого надо только приложить усилия и еще раз приложить усилия ;-)

Артикуляционная гимнастика представляет собой перечень упражнений для каждой в отдельности группы мышц речевого аппарата:

Разработка мягкого неба.
1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.
1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щек.
1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока­лывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Лошадка» – пофыркали.

6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.
1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отры­вая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не за­острен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приот­крыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А ши­рокий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличи­вая темп движения, вы услышите звук Л.

 

Теперь можно переходить к упражнениям для дикции. А собственно, они Вам всем известны - это наши любимые скороговорки. Слова в них подобраны так, чтобы научить нас произносить быстро и четко практически несовместимые звуки. День за днем повторяйте скороговорки и особенно те, которые давались с трудом. Уже через день Вы ощутите разницу, почувствуете легкость в произношении. Не забывайте, что перед произношением скороговорок необходимо разогреть мышцы речевого аппарата, которые были описаны выше. И уже совсем скоро Ваш круг слушателей увеличится в разы, а Ваши песни будут не только слышать, но и слушать!

No related posts.

Tags: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

3 Responses to “Развитие дикции и артикуляции”

  1. Константин пишет:

    Ох, теперь уже и с нарушениями дикции в дикторы берут) У нас на питерских новостях НТВ, что не диктор, то через слово спотыкается. Хотя, конечно, такого быть не должно.

    • admin пишет:

      Полностью согласна, такого нельзя допускать, точнее таких дикторов… В нашем провинциальном городке одна ведущая вообще треть алфавита не выговаривает и ничего… Сразу вспоминаются советские дикторы и за Отчизну становится обидно :-(

    • Shell пишет:

      Thanks for writing such an easy-to-understand artlice on this topic.

Leave a Reply

загородный отдых для пожилых людей - информация здесь офисный переезд - самая свежая информация у нас ворота Набережные Челны